Определение фактического коэффициента уплотнения асфальта

Качество автомобильных дорог зависит от многих факторов, но основной эксплуатационной характеристикой является состояние их покрытия. На сегодняшний день основным материалом дорожной одежды служит асфальтобетон — уплотненная, строго дозированная смесь нефтяного битума с комплексом минеральных наполнителей. Тип асфальта, с учетом его физико-механических свойств, принимается на стадии проектирования автодорог, технические требования к его рецептуре и изготовлению регламентируют ГОСТ 9128-2013, ГОСТ Р 54401 — 2020, СП 78.13330.2012 (СНиП 3.06.03-85) «Автомобильные дороги». Важнейший этап строительства — уплотнение асфальтобетонной смеси.

Технология устройства покрытий из асфальтобетона

Асфальт для дорожных покрытий готовится на специальных установках с перемешиванием компонентов во вращающихся барабанах и поставляется автотранспортом к месту укладки. Технология строительства дорожной одежды включает в себя следующие операции:

  • прием смеси с выгрузкой в бункер асфальтоукладчика;
  • распределение по основанию автомобильной дороги с толщиной и уклонами, заданными проектом;
  • укатка свежеуложенного слоя дорожного покрытия катками до набора стандартной плотности.

Уплотнение асфальта — завершающий этап устройства дорожной одежды, от его качества напрямую зависят эксплуатационные характеристики и срок службы автомобильной дороги. Степень укатки контролируется в соответствии с требованиями СП 78.13330.2012 (СНиП 06.03-85) «Автомобильные дороги» и характеризуется коэффициентом уплотнения асфальта. Этот параметр определяется в лабораторных условиях по результатам анализа вырубок, кернов из готового дорожного покрытия.

Проверка качества уплотнения

Контроль качества укладки асфальтобетонного дорожного покрытия включает в себя много уровней и ведется комплексно, постоянно, вплоть до сдачи дороги в эксплуатацию. Проверка плотности проводится после завершения укатки определением коэффициента уплотнения асфальта — отношения фактической плотности вырубленного из покрытия образца к величине средней плотности переформованных образцов. Государственный стандарт устанавливает следующие минимальные значения коэффициента уплотнения в зависимости от типа асфальта:

  • холодная — 0,98;
  • горячая тип В — 0,98;
  • горячая тип А и Б — 0,99.

Вырубки (керны) для анализа вырубаются (выбуриваются) в трех местах на каждом километре дорожного покрытия на расстоянии не менее 1-го метра от кромки. Правила взятия образцов и их параметры устанавливают ГОСТ 9128-2013 и ГОСТ 12801-98. Они должны быть чистыми, иметь определенный размер и массу. Коэффициент уплотнения асфальта определяется в следующем порядке:

  • сушка образца до стабилизации массы;
  • охлаждение, взвешивание на воздухе;
  • определение фактической плотности материала;
  • расчет среднего значения по испытанию трех проб;
  • нагрев образцов в термошкафу до температуры, индивидуальной для каждого типа асфальта;
  • измельчение керна, пересыпка крошки в специальную форму, прессование под давлением, заданным ГОСТом;
  • замер высоты прессованного образца, извлеченного из формы;
  • расчет стандартной плотности материала с вычислением среднего значения;
  • определение коэффициента уплотнения асфальта, как отношения значения фактической плотности к стандартной.

Определенный в результате анализов показатель характеризует качество уплотнения асфальтобетона в полотне автомобильной дороги. И если он ниже нормативного — производится определение причин. Это может быть недостаточное число проходов катка, малый вес механизма, низкая температура асфальтобетонной смеси.

Заключение

Коэффициент уплотнения асфальта позволяет определить насколько качественно выполнено устройство дорожного покрытия. И если этот показатель ниже нормы, дорогу будет невозможно ввести в эксплуатацию. Чтобы обеспечить требуемую стандартом степень уплотнения, необходимо тщательно соблюдать технологию на всех этапах строительства — при приготовлении асфальтобетонной смеси, транспортировке материала, укладке и укатке. Только в этом случае дорога будет служить долго и без нареканий со стороны контролирующих органов и водителей.

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Вернуться к списку