Какие требования предъявляют контролирующие и надзорные органы к строительным испытательным лабораториям (центрам)?

Служба государственного строительного надзора и государственной экспертизы обеспечивает завершающий контроль качества строительных объектов. Инспекция службы, принимая законченные виды (этапы) работ на объектах, удостоверяет качество строительных работ и материалов, а также несет дальнейшую ответственность за принимаемые решения. Для принятия таких решений необходима полная, надежная, достоверная и соответствующая нормативным требованиям информация по результатам лабораторных испытаний.

Руководство по качеству лаборатории должно предусматривать «наличие системы обеспечения независимости и беспристрастности лаборатории при осуществлении деятельности и установление требований, включающих:
а) меры предотвращения и разрешения конфликта интересов;
б) гарантии независимости лаборатории от коммерческого, финансового, административного или иного давления, способного оказать влияние на качество выполняемых лабораторией работ (в случае, если лаборатория участвует в качестве третьей стороны в работах по исследованиям (испытаниям) и измерениям;
в) обязанность лаборатории не участвовать в осуществлении видов деятельности, которые ставят под сомнение ее беспристрастность.« — Приложение № 1 к приказу Министерства экономического развития РФ от 30 мая 2014 г. № 326 — п. 23.4.

Исходя из вышеизложенного, инспектор государственного строительного надзора вправе доверять лаборатории, соответствующей следующим критериям согласно ГОСТ 17025–2009:

  • Компетентность, которую определяет орган по аккредитации.
  • Лаборатория или организация, в состав которой входит лаборатория, должна являться самостоятельной правовой единицей, способной нести юридическую ответственность (п.п.4.1.1).
  • Если лаборатория входит в состав организации, осуществляющей деятельность, отличную от испытаний, то обязанности руководящего персонала организации, принимающего участие или имеющего влияние на деятельность лаборатории по проведению испытаний, должны быть четко определены, чтобы идентифицировать потенциальные конфликты интересов (п.п.4.1.4).
  • Если лаборатория хочет быть признана лабораторией третьей стороны, то она должна быть способна продемонстрировать, что она беспристрастна и что ни она, ни ее сотрудники не испытывают никакого коммерческого, финансового или другого давления, которое могло бы оказать влияние на их техническое суждение. Испытательной лаборатории, являющейся третьей стороной, не следует заниматься деятельностью, которая может поставить под угрозу доверие к независимости ее суждений и честности в связи с деятельностью по проведению испытаний (п.п.4.1.4 Примечание 2).
  • Располагать мерами, обеспечивающими свободу руководства и сотрудников от любого неподобающего внутреннего и внешнего коммерческого, финансового или другого давления и влияния, которое может оказывать отрицательное воздействие на качество их работы (п.п.4.1.5, b).
  • Определять политику и процедуры, позволяющие избежать вовлечения в деятельность, которая снизила бы доверие к ее компетентности, беспристрастности ее суждений или честности (п.п.4.1.5, d).

Услуги лабораторного контроля в настоящее время предлагают аттестованные или аккредитованные организации.

Аттестуются, как правило, производственные лаборатории, проводящие входной, операционный и внутренний приемочный контроль. Такие лаборатории не имеют права на оценку соответствия. Оценка соответствия — это доказательство выполнения требований, установленных нормативными документами (стандарты, технические регламенты и условия, проект).

Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проходят дополнительно две инспекционные проверки за 5 лет. Все выпущенные лабораторией протоколы испытаний в течение недели отправляются и регистрируются в электронной базе РОСАККРЕДИТАЦИИ. Все методики испытаний из области аккредитации в течении 5 лет проходят процедуры межлабораторных сличительных испытаний (МСИ).

Лаборатории, аккредитованные Федеральной службой по аккредитации (РОСАККРЕДИТАЦИЯ), имеют право на оценку соответствия. Росаккредитация является высшей формой аккредитации в РФ.

В российском законодательстве аккредитация в национальной системе аккредитации определяется как подтверждение государственным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации (Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»). Аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется в целях обеспечения доверия к результатам оценки соответствия и создания условий для взаимного признания государствами — торговыми партнерами Российской Федерации результатов оценки соответствия.

Предметом государственного строительного надзора согласно Положению об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации также является проверка «соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации» (п.4, а).

Преимущества выбора аккредитованных лабораторий (центров) единым национальным органом РФ по аккредитации — Федеральной службой по аккредитации (РОСАККРЕДИТАЦИЯ) государственным строительным надзором:

  • единая государственная система аккредитации;
  • Росаккредитация соответствует международным стандартам и результаты аккредитации признаются в различных странах;
  • право лаборатории на оценку соответствия в протоколах испытаний, в том числе при требовании обязательной сертификации;
  • надежное подтверждение компетентности лаборатории;
  • оперативная проверка через сайт fsa.gov.ru области аккредитации лаборатории, стажа ее работы, действия или прекращения аккредитации в данное время;
  • использование фактически поверенного(калиброванного) оборудования и невозможность подмены протоколов испытаний, т. к. они отправляются в Росаккредитацию в течение пяти дней после выдачи заказчику.

Однако, может возникнуть конфликт интересов и между двумя аккредитованными Росаккредитацией лабораториями, поэтому выполнение лабораторного контроля (возможно выборочного) на конкретном объекте может быть поручено другой организации (третьей стороне), что вправе решить инспектор службы государственного строительного надзора и государственной экспертизы.

Таким образом, и техническому надзору производителей строительных работ следует заранее учесть все перечисленные доводы при выборе организации, осуществляющей лабораторный контроль с подтверждением соответствия.

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Вернуться к списку